Проекты

Проект: "МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ "ПОВЕСТИ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО"

«Повесть о житии Александра Невского» было написано в 80-х гг. XIII в. Автор неизвестен и называет себя современником князя, свидетелем его жизни, по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра Невского создает жизнеописание князя, прославляющее его воинские доблести и политические успехи. Повесть о житии Александра Невского – это произведение, которое содержит в себе черты нескольких жанров. В нём представлены элементы воинской повести и жития.

Жанр жития

Житийные клише

Житие, или агиография — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

Житие – это идеальный образ святого. Житие отличается от биографии как икона от портрета, это обусловлено его изначальной тесной связью с богослужением. Житие, наряду с иконой и службой, является одной из форм церковного прославления святого (причисляя к лику святых нового угодника Божия, Церковь постановляет написать его икону, составить житие и службу).

Житие пишется по канону, то есть по определенным правилам. Агиографический канон предполагает определенную композицию жития: повествование о жизни святого как бы обрамляется введением и послесловием агиографа. Во введении автор, как правило, говорит о своем недостоинстве, испрашивает помощи Божией в изображении подвига святого, приводит параллели из Священной истории, подтверждая их многочисленными библейскими цитатами. Иногда вступление сокращается до признания автором своей греховности и недостоинства. Основная часть состоит из похвалы родителям и родине святого, повествования о чудесном предвозвещении его появления на свет, проявлениях святости в детском и юношеском возрасте. Святой часто чуждается детских игр, прилежно учится в школе, отказывается от последующего образования ради сохранения добродетели. В повествовании о святом, как правило, описаны его искушения, решительный поворот на путь спасения, подвиги, кончина, посмертные чудеса. В заключении обычно содержится благодарение Бога, призыв к восхищению подвигом и чудесами святого, молитва к нему с просьбой о покровительстве, может быть похвала акафистного типа. Последнее слово жития – «Аминь». Житийное повествование отличается высоким риторическим стилем, имеет не исторический или психологический, а нравственно-назидательный характер, описывает не столько внешние факты биографии, сколько идеальный образ святого. Житие пишется после смерти святого.

Важно понять, что каноническое житие изображает человека в его святости, поэтому оно, как правило, не говорит о его грехах и ошибках.

Заглавие

Обычно в заголовочном комплексе помещалось название месяца и дни памяти святого (обычно – когда святой умер, но в редких случаях – дни погребения). Второй компонент – эпитет святого: «святой», «праведный» и другие. В житии: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»

Подробное рассмотрение элементов жития

Предисловие

Предисловие, в котором учёный Х.М. Лопарёв указывает несколько ключевых мотивов:

  • Мотив самоуничижения заключается в том, что автор жития (как правило, человек достаточно образованный) указывает на «убожество своего литературного образования». В житии: «Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра»
  • Далее автор жития должен отметить, что писать житие трудно, но он, тем не менее, должен попытаться это сделать. В житии: «Хотя и прост я умом, но все же начну»
  • Мотив сравнения автором жития себя с евангельскими персонажами (рабом, зарывшим талант в землю, евангельской вдовицей)
  • Общие места, посвященные тому, в каких условиях происходил сбор сведений о святом: посещение многих мест (города, сёла, пещеры, пустынные кущи иноков), разговоры с благочестивыми людьми, помнящими святого. В житии: «Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его»

Переход к главной части

В виде перехода от предисловия к главной части жития агиографы также нередко пользуются стереотипными фразами вроде «уже время слову приблизится к святому» или «уже пора нам идти к восхвалениям святого».

  • Мотив родителей: «Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии»
  • Мотив восхваления родины святого, внутри которого:
  • Мотивы похвалы климата, похвалы «естественных богатств» (обилие пастбищ, рек, плодов), наличие выдающихся подвижников. Типично также указание на то, что родина святого, неизвестная в прошлом, прославлена через него.

Главная часть

Здесь агиограф повествует о святом с младенческих лет. Демонстрируя его будущее при помощи шаблонных примет. Существует мотив появления у святого удивительного дара. Эти мотивы не используются в житии, т.к. автор сразу переходит к взрослой жизни Александра Невского.

Говоря о чудесах, совершаемых святым, автор указывает на недостаток времени, слов и силы рук для описания всех чудес святого, мотив сравнения чудес святого с чудесами Ветхого и Нового Заветов.

Другие мотивы чуда: хождение по водам, перенесение по водам дельфинами, исцеление больных через возложение рук, исцеление через прикосновение к рясе святого, обращение врага в паралич посредством дуновения, наведение слепоты на варваров и т.д.

К таким прижизненным чудесам можно отнести появление перед сражением на Неве святых мучеников Бориса и Глеба. Из слов Бориса: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру», а также из записанного автором: «…где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним» можно сделать вывод, что они помогли одержать Александру победу. То же самое происходит и в битве на Чудском озере: «А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться».

Еще один из важных элементов жития – это посмертные чудеса, которые совершает святой. В повести они описаны таким образом: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита»

Послесловие

Далее следовал мотив обращения агиографа к святому о помощи благочестивым царям и мотив моления автором о ходатайстве святого перед Богом в тяжёлых случаях жизни. Однако этот элемент жития в повести не используется.

Жанр воинской повести

Воинская повесть – это жанр древнерусской литературы, распространённый в XI–XVII веках. Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов, а также изображение воинских подвигов, сражений, быта и пр.

Центральным героем воинской повести является реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина. В тексте это выглядит так: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую»; «Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим». Большое место отводится красочному описанию сражений, описываются реальные исторические факты (см. пункт «исторические события»).

Изображение князя как воина («была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество»), доблестного полководца («Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде…») и политика («Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима») через центральные эпизоды текста.

Композиция воинской повести состоит из трёх частей:

  • подготовка битвы (сбор войска);
  • повествование о сражении (выступление в поход, подготовка к бою, бой);
  • последствия битвы.

В тексте повести можно найти два сражения: сражение на Неве и сражение на Чудском озере. Оба они соответствуют по своей композиции воинской повести.

Битва на Неве

Невская битва – сражение, произошедшее 15 июля 1240 года между силами Руси и Тевтонского ордена.

  • подготовка битвы (сбор войска): «Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войск»;
  • повествование о сражении (выступление в поход, подготовка к бою, бой): «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра»;
  • последствия битвы: «Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца».

Битва на Чудском озере

Ледовое побоище, битва на Чудском озере – сражение, произошедшее на льду Чудского озера в субботу 5 апреля 1242 года с участием новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Невского с войсками Ливонского ордена.

  • подготовка битвы (сбор войска): «Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов»;
  • повествование о сражении (выступление в поход, подготовка к бою, бой): «Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью»;
  • последствия битвы: «И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя “Божьими рыцарями”».

Жанровые черты жития и воинской повести

Жанровые черты жития Жанровые черты воинской повести
В заголовочном комплексе указано название месяца и дни памяти святого. Второй компонент – эпитет святого: «святой», «праведный» и другие: «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» Центральным героем воинской повести является реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина: «И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую»; «Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим»
Мотив самоуничижения в предисловии: «Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра» Изображение князя как воина, доблестного полководца: «Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе Бог, но в правде…”», «была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество»
Общие места, посвященные тому, в каких условиях происходил сбор сведений о святом в предисловии: «Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его» Изображение князя как политика: «Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима»
Мотив родителей в главной части: «Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии» Повествование о ходе битвы: «После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество…»
Прижизненные чудеса, которые совершает святой: «…где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним» Описание последствий битвы: «Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца»
Посмертные чудеса, которые совершает святой: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита»

Художественные средства

Житие Александра Невского является в первую очередь художественным произведением. Автор использует большое количество художественных средств при создании текста. Например, при описании самого Александра, автор, высказывая свое уважение и восхищение святым, использует множество сравнений, например: «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспаси dsdsана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его»

Автор сравнивает Александра с персонажами библейских сюжетов, чтобы подчеркнуть мудрость и другие положительные качества, храбрость сравнивает с великими полководцами прошлого. Вот некоторые примеры различных сравнений в тексте:

  • «И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться»
  • «Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов»
  • «И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу»

Одним из наиболее распространённых приёмов являются эпитеты, которые выполняют как самоуничижительную функцию в речи автора, так и возвеличивающую при описании князя. Так, автор называет себя «худым и многогрешным, недалеким умом», тем самым подчёркивая свою скромность и неподготовленность к столь важному труду, как описание жития святого. Напротив, сам Александр изображается через возвышенные характеристики: его жизнь называется «святой, честной и славной», а отец – князь Ярослав – «милосердным и человеколюбивым, и более всего – кротким». Подобные эпитеты не только передают определённые качества героев, но и формируют канонический образ праведного правителя, следующего Божьему промыслу.

Вот некоторые примеры эпитетов из текста: сильный царь; великий князь, грозен приезд, страшный князь, достойно почтив, хороший князь; тих, приветлив, кроток, смиренен, милостив, добр, радушен; достойный и славный князь; умнейшие кардиналы, великая слава.

В исторической и эпической литературе гиперболы (преувеличения) часто используются для усиления драматизма и величия описываемых событий. Это преувеличение помогает создать яркий, впечатляющий образ, который делает повествование более захватывающим и значимым. Автор использует гиперболы для описания количества захваченных в плен убитых врагов Александра. Точное число в реальности установить невозможно, поэтому тут фигурируют абстрактные обозначения, устрашающие эффект влияния героя на своих противников. Вот некоторые из таких:

  • «Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним»
  • «Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил»

В тексте используются метафорические переносы: «После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ». Великая сила в данном контексте обозначает могущественное войско Александра, наделенное огромным для того времени боевым потенциалом.

«И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Опьянение безумием имеет также переносное значение. Безумие в данном контексте сравнивается с алкоголем, которое также вводит героя в состояние аффекта, и это имеет выражение в поведении человека.

Среди художественных средств, использованных в тексте, также можно выделить олицетворения, когда автор наделяет неодушевленные предметы качествами, чаще всего присущими человеку и животным, например: «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Озеру в данном отрывке приписывают собственную волю, словно озеро может двигаться по собственному, а это, конечно, не так.

Точно так же в отрывке: «И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги». Весть становится субъектом, который производит собственные действия.

Мы рассмотрели самые частотные художественные средства в тексте. Помимо них также можно указать на наличие некоторых других художественных средств, которые используются в «Повести о житии Александра Невского».

Библейские сравнения и аналогии, о которых мы расскажем отдельно.

Многосоюзие, которое придает повествованию неторопливость, протяжённость сражений по времени. Пример: «Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов».

Библейские сравнения и аналогии

  • «Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы»
    В правление Езекии ассирийский царь Сеннахирим захватил почти всю Иудею, непокоренным остался Иерусалим. При осаде Иерусалима и произошло описанное чудо.
  • «Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: “Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка”»
    Битва в Рефидиме – сражение, произошедшее, согласно библейской истории, между евреями и амаликитянами во время исхода евреев из Египта в Землю Обетованную.
  • «Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона»
    Согласно Библии, Иисус Навин возглавил борьбу израильского народа за земли Палестины. Крепостные стены Иерихона, одного из древнейших палестинских городов, обрушились от криков и звука труб, осаждавших во главе с Иисусом Навином.
  • «И сказал Александр: “О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского”»
    Исход – библейское предание о порабощении евреев в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана.
    Манна небесная – пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
    Во время исхода, когда Моисей был на горе Синай и оставшийся без него народ стал роптать, Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца.

Персонажи Библии, упомянутые в житии

  • Исайя-пророк (747-735 гг. – 696-641 гг. до н. э.) – святой, один из библейских пророков. Его предсказания содержатся в Ветхом Завете, он предрекал появление Мессии, т.е. духовного лидера. В книге пророка Исаии (глава 6, стихи 6–7) рассказывается о видении, в котором серафим берёт горящий уголь с жертвенника и касается уст Исаии, очищая его от греха.
  • Притчник – человек, который сочиняет притчи или говорит притчами. Так обычно называют царя Соломона (967 – 928 гг. до н. э.), мудрейшего правителя объединённого Израильского царства, книга Притчей которого входит в состав Ветхого Завета.
  • Иосиф (1864 – 1754 гг. до н. э.) – персонаж Ветхого Завета, сын еврейского праотца Иакова. Отличался невероятной красотой и умел истолковывать сны, потому и стал визирем (приближенным, высшим чиновником) египетского фараона.
  • Самсон – ветхозаветный герой, известный своей невероятной силой (смог в одиночку победить тысячу человек), которая хранилась в его длинных волосах.
  • Соломон – см. притчник.
  • Царица Савская – легендарная правительница аравийского царства Саба. Согласно Библии, она прибывает к царю Соломону, чтобы испытать его мудрость загадками.
  • Давид (1035 – 965 гг. до н. э.) – царь Израильского царства, известный своей победой в поединке с великаном Голиафом. Расширил границы своего царства и укрепил его. Является отцом Соломона. Считается автором одной из книг Библии — Псалтири. Псалтирь представляет собой собрание, состоящее из поэтических текстов (псалмов, «песен»).
  • Святая Троица – Три воплощения (ипостаси) Бога в христианстве, включающие: Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец – одно из лиц Бога, причина бытия Сына и Святого Духа. Бог Сын – в образе Иисуса Христа является воплощением божественного слова, через которое было всё сотворено. Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца.
  • Езекия (716 – 687 гг. до н. э.) – один из иудейских царей. В его правление ассирийский царь Сеннахирим захватил почти всю Иудею, непокоренным остался Иерусалим. При осаде Иерусалима и произошло описанное чудо.
  • Моисей (XIV – XIII вв. до н. э.) – еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма.
  • Иисус Навин – предводитель израильских племён, исполнитель приказов Моисея, его помощник в годы странствия евреев в пустыне после исхода из Египта.
  • Моавитяне – «И жены моавитские начали стращать детей своих» – племя, жившее на территории Палестины, враждебное израильтянам, потомки Лота. В тексте так называют татар.
  • Апостол Филипп (3 – 90 гг. н. э.) – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В Православной церкви его память совершается 14 ноября.

Исторические события, упомянутые в житии

  • «На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой»
    Имеется в виду крепость Копорье, построенная ливонцами в 1240 г. на земле, принадлежащей Новгороду; разрушена Александром в 1241 г.
  • «А был ими уже взят город Псков»
    Псков был захвачен немцами в 1240 г., они имели в Пскове своих сторонников во главе с посадником Твердилой Иванковичем, которые и помогли немцам овладеть городом. Александр Невский освободил Псков в марте 1242 г.
  • «В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы»
    Описывается нападение в 1245 году войска литовских князей на Новгородскую землю.
  • «После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей, разогнанных собрал в дома их»
    Александр обвинял Андрея в неполной выплате выхода (дани). Поход Неврюя против Андрея был ударом по непокорным Сараю (перс. дворец) князьям. Неврюево нашествие на Владимиро-Суздальскую землю произошло в 1252 г.
  • «Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем»
    Речь идет об одной из попыток папы Иннокентия IV подчинить католическому Ватикану Русь: за переход в католичество Иннокентий IV обещал помочь Руси в борьбе против Орды.
  • «А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: “Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей”. И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею»
    Имеется в виду поход Дмитрия на Юрьев в 1262 г., сражение, которое произошло в 1262 году между войсками Новгородской республики под командованием Дмитрия Александровича и Ливонским орденом.

Реальные личности

  • Александр Ярославич Невский (13 мая 1221 – 14 ноября 1263, Городец) – Новгородский князь, полководец, святой Русской православной церкви.
  • Тит Флавий Веспасиан (39 – 81 гг.) – римский император, который смог укрепить Римскую империю после внутренних раздоров. В 67 году подавил восстание в Иудее (одной из римских провинций на тот момент).
  • Андреаш – Андреас фон Фельвен (1201 – 1263 гг.) – магистр Ливонского Ордена рыцарей. Командовал в 1242 году ливонскими рыцарями во время «Ледового побоища».
  • Король страны Римской из Полуночной земли – шведский король Эрик XI Шепелявый (1216 – 1250 гг.). Однако поход 1240 г. возглавлял не он, а его зять Биргер, или Ульф Фаси.
  • Борис (986 г.) и Глеб (990 г.) – русские князья, сыновья князя Владимира. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком. Первые русские святые, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
  • Святополк (979 – 1019 гг.) – один из сыновей князя Владимира, который после получения власти убил своих братьев Бориса и Глеба. Был побежден своим братом Ярославом Мудрым и бежал на Запад.
  • «В то же время был в Восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие, от востока и до запада» – хан Золотой Орды Батый (1208 – 1255 гг.).
  • Ярослав Всеволодович (1190 – 1246 гг.) – отец Александра Невского, был отравлен, находясь у хана Гуюка.
  • Андрей Ярославич (? – 1264 г.) – младший брат Александра Невского.
  • Константин (272 – 337 гг.) – римский император, внёсший большой вклад в распространение христианства.

География жития

  • Иотапата – наиболее укреплённый город в римской провинции Иудее.
  • Западная страна – Ливония, общее название государств, образовавшихся там в результате завоевания крестоносцами территории современных Латвии и Эстонии.
  • Ливонский орден – отделение Тевтонского ордена в Ливонии в 1237–1561 годах.
  • Тевтонский орден – духовно-рыцарский военный орден, основанный германскими крестоносцами в конце XII века.
  • Ижорская земля (к югу от Невы, по реке Ижоре) была населена финно-угорскими народами, часть ижерян приняла христианство.
  • Земля немецкая – см. Ливония.
  • Иерихон – древнейший постоянно населённый город в мире. Расположен в Палестине, на Западном берегу реки Иордан.
  • «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Варяжское море – Балтийское море, Хонужское море – Каспийское море.

СЛОВАРЬ МАЛОУПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ И УСТАРЕВШИХ СЛОВ ИЗ ПОВЕСТИ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

  • АЛТАРЬ, -я, м. Главная, восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой.
  • АПОСТОЛ, -а, м. В христианстве: ученик Христа, проповедующий его учение. Двенадцать апостолов.
  • АРХИЕПИСКОП, -а, м. (церк.) Духовное звание и почетный титул - средние между епископом и митрополитом.
  • АРХИМАНДРИТИЯ, -и, ж. (церк.) Старший и важнейший монастырь в епархии.
  • БОЯРЕ, -яр, мн. (ед. боярин, -а, м.) (ист.) Высший слой феодального общества в Древней Руси.
  • ВЕЛЬМОЖА, -и, м. (ист.) Знатный, родовитый и богатый сановник.
  • ВОЕВОДА, -ы, м. (ист.) В Древней Руси: начальник войска, а также области, округа.
  • ВОЗДЕТЬ РУКИ (книжн.) Поднять вверх руки (в знак возмущения, мольбы, протеста).
  • ВОСВОЯСИ, нареч. (разг. и ирон.) Домой, к себе.
  • ДИАКОН, -а, м. (церк.) Низшая степень священства в христианской церкви.
  • ДОМОЧАДЦЫ, -ев, мн. (устар.) Члены семьи и живущие в доме на правах членов семьи.
  • ДРУЖИНА, -ы, ж. В Древней Руси: приближенные князя, составлявшие ядро его войска и участвовавшие в управлении государством. Княжеская дружина.
  • ДУХОВНАЯ ГРАМОТА (ист.) Юридический документ с распоряжениями на случай смерти (XIII-XVIII вв.).
  • ЕПАРХИЯ, -и, ж. (церк.) Церковно-административный округ во главе с епископом.
  • ЖИТИЕ, -я, ср. (мн. жития, житий) В старину: повествовательный жанр - описание жизни лиц, канонизированных церковью. Жития святых.
  • ЗЕНИЦА, -ы, ж. (устар.) Зрачок глаза.
  • ИГУМЕН, -а, м. (церк.) Настоятель мужского православного монастыря.
  • ИУДЕИ, -ев, мн. (ед. иудей, -я, м.) Первоначально жители Иудеи, позже евреи вообще.
  • КАДИЛО, -а, ср. Церковный сосуд для курения ладана.
  • КАРДИНАЛ, -а, м. (церк.) Высшее после папы духовное лицо Католической церкви.
  • КНЯЗЬ, -я, м. В феодальной удельной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья.
  • КРОТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка, -тко. Незлобивый, покорный, смирный. Кроткая душа.
  • ЛОВЧИЙ, -его, м. (ист.) Организатор охоты у великих князей, царей.
  • ЛУКАВЫЙ, -ая, -ое; -ав, -ава. Исполненный хитрости, коварства, склонный к козням, интригам; совершаемый со злым умыслом. Лукавый человек. В религиозном контексте: одно из имен дьявола.
  • МАННА НЕБЕСНАЯ По библейскому преданию: пища, которую Бог посылал иудеям в пустыне.
  • МИТРОПОЛИТ, -а, м. (церк.) В православии: второй по старшинству (после патриарха) духовный сан.
  • МОНАХ, -а, м. Член религиозной общины, живущий в монастыре по обетам.
  • МУЧЕНИК, -а, м. В религии: человек, принявший смерть за веру или убеждения. Перен. Тот, кто страдает от тяжелых условий, несправедливости.
  • НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ Обряд присвоения имени на 8-й день после рождения (в христианской традиции).
  • НАСАД, -а, м. (ист.) Древнерусское плоскодонное судно с высокими бортами и крытым трюмом.
  • (СМЕРТНЫЙ) ОДР, одра, м. (устар.) Постель, ложе умирающего.
  • ПЕРЕПЕЛ, -а, м. Небольшая полевая перелетная птица семейства фазановых.
  • ПЕСНОТВОРЕЦ, -а, м. (устар.) Создатель, сочинитель песен.
  • ПОМИЛОВАТЬ, -лую, -луешь, сов. Простить, отдать вину его, не карать.
  • ПОСОЛ, -а, м. Дипломатический представитель одного государства в другом.
  • ПОСТ, -а, м. (церк.) Воздержание от скоромной пищи и другие ограничения по церковным правилам.
  • ПРАВЕДНИК, -а, м. Праведный человек, живущий по заповедям религии.
  • ПРЕЛЬЩАТЬСЯ, -аюсь, -аешься, несов. Пленяться, увлекаться кем-либо, чем-либо.
  • ПРОРОК, -а, м. В религии: избранник Бога на земле, открывающий Его волю и смысл истории. Пророк Илия.
  • РАТНЫЙ, -ая, -ое. Относящийся к войне или военной службе. Ратные подвиги.
  • РАТЬ, -и, ж. (стар.) То же, что войско. Могучая рать.
  • СЕЧА, -и, ж. (устар., поэт.) Бой, битва. Кровавая сеча.
  • СРОДНИК, -а, м. (устар.) То же, что родственник.
  • СТАН, -а, м. (ист.) Место временной стоянки войска; лагерь.
  • СТАРЕЙШИНА, -ы, м. (ист.) Глава родовой общины, выбираемый из числа старших и влиятельных ее членов.
  • СТРАЖА, -и, ж. (собир., устар.) Вооруженная охрана. Тюремная стража.
  • СТРАЩАТЬ, -аю, -аешь, несов. (прост.) Пугать, устрашать.
  • СХИМА, -ы, ж. (церк.) Высшая степень монашества с особыми строгими обетами.
  • СХОДНЯ, -и, ж. (ист.) Переносные мостки для перехода с судна на берег.
  • УКОРИТЬ, укорю, укоришь, сов. Упрекнуть, обвиняя в чем-нибудь или порицая за что-нибудь. Укорить во лжи.
  • УПОВАНИЕ, -я, ср. (книжн., часто ирон.) То же, что надежда.
  • УПОВАТЬ, -аю, -аешь. Твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться.
  • ЧЕРНОРИЗЕЦ, -а, м. (церк.) Монах, носящий черную одежду, не имеющий священнического сана.
  • ШАТЕР, -а, м. Временная легкая постройка из тканей, кож или ветвей.
  • ШНЕК, -а, м. (ист.) Скандинавское парусно-гребное судно (XII-XIV вв.).

Презентация

Источники

Живов В.М. Святости. Краткий словарь агиографических терминов. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 212 с. ISBN 5-94457-131-4.
Лопарев Х.М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Ч. 1. Современные жития: опыт научной классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. - Петроград: Типография Императорской Академии наук, 1914. - XXXII, 936 с.
Никулина Е.Н. Агиология: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. - 312 с. ISBN 978-5-7429-0345-1.
Повесть о житии Александра Невского [Электронный ресурс] // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. - URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962 (дата обращения: 16.04.2025).
Трофимова Н.В. Из истории древнерусской воинской повести // Гуманитарные и социальные науки. - 2004. - № 11. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-drevnerusskoy-voinskoy-povesti (дата обращения: 16.04.2025).