Рассказ "Нигга" из сборника «Собаки и другие люди» (2023) представляет собой уникальный дидактический ресурс для формирования лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся. Текст органично сочетает элементы автофикшн[1] с социальной рефлексией, демонстрируя особенности современного русского языка через:
Произведение реализует межпредметные связи между литературоведением и культурологией, позволяя обсуждать универсальные ценности гуманизма через специфически русский культурный код. Тема ответственности перед «братьями меньшими» создаёт мост для диалога культур, активизируя личный опыт учащихся из разных стран[3].
Цель: формирование коммуникативно-аналитической компетенции через интерпретацию художественного текста.
Задачи:
Главный герой рассказа. Он рассказывает историю своей жизни, в которой важную роль играют собаки. Любит животных: в рассказе много историй о собаках, которых он любил. Внимательный: замечает, как меняются собаки и как они влияют на его жизнь. Меняется со временем: в начале книги он молодой человек, в финале — уже седеющий мужчина. Его питомцы сопровождают его на протяжении всей жизни.
Первое появление: «Мы жили в соседнем, крайнем, у самой реки, домике – с чёрным псом по имени Нигга и двумя бассетами».
Описание: «Нигга был черней кофейной гущи. Он был чёрный, как наш зимний лес в ночи. Если зажмуриться изо всех сил – вот такой он был чёрный».
Первый подвиг Нигги, первая защита хозяина: «…и только Нигга, взвизгнув, бросился в атаку, – но вскоре, на счастье, запутался в лесной пади и старых ветках, преградивших ему путь… …я не помнил, как его настиг, и осознал себя лишь в тот миг, когда, обняв его двумя руками, рванулось назад, успев, впрочем, заметить, что медвежонок исчез, словно его и не было…»
Сравнение Нигги с предыдущим питомцем рассказчика: «Он прожил долгую жизнь, был на этом белом пляже сотни раз, и знал все кусты вокруг, которые хоть как-то спасали его. Нигга оказался иным. В первый же наш приход на пляж, когда я разобрался с мать-и-мачехой, накупался и затих в горячем песке, уткнувшись в него лицом, Нигга совершил своё личное открытие, которому его никто не учил – если только африканская прапамять вдруг дала о себе знать. Поняв, что я больше не собираюсь бросать палку, а так и буду бесчувственно лежать, не способный ни к чему, он обошёл пляж по кругу и наискосок, обнюхал берег, вернулся обратно и сел у меня в ногах, раздумывая».
«Нигга не был самой смелой собакой на свете, зато – точно самой ответственной. Он любил порядок».
«Нигга был неизменно взволнован: ему важно было, чтоб никто не разбредался».
«Он почти плакал от несовершенства мира! Это была душевная жалоба: как же вы так живёте – дети сюда, родители туда, собаки непонятно где… А вдруг медведь?».
«Он, кажется, излишне резко взмахнул сильной рукой – так получилось, что почти у моего виска, – и в ту же секунду поперёк пути его ладони с отчётливым лязгом сошлись челюсти Нигги».
«Образовалась колкая воронка, и тут же выступила, заполнив её, тёмная вода. – Вот так, – показал я ещё раз и выбил другую воронку. Удивлению моему не было предела, когда, чуть отбежав в сторону, быть может, не слишком ловко, но уверенно Нигга ткнул лапой в лёд».
«…ни одна из моих собак так себя не вела ни при каких условиях».
«Итак, друзья мои товарищи, продолжаем визуальное ознакомление с основными персонажами книжки «Собаки и другие люди». Возможно, люди, читавшие книгу, знают её персонажей только по иллюстрациям. Возможно, они даже думают, что я выдумал этих персонажей и все события с ними связанные – тоже выдумал. Это неправда! Потому что в книжке – всё правда. И дальше больше, чем правда. Сегодня главную роль исполняет пёс по имени Нигга. Порода: мастино неаполитано. Все наши собаки – существа, что таить, замечательные, но только у Нигги был такой вид, словно он вот-вот заговорит. Впрочем, он говорил. Он почти уже владел речью. Просто пасть не позволяла произносить слова. Он был самым умным из всех собак. И очень добрым, несмотря на свой ужасный вид. Впрочем, почему был. Вот он есть. Есть и никуда не денется. Так как Нигга получил своё имя в честь одного моего любимого чёрного исполнителя – песни в клипе, простите, негритянские и речитативные. В эпизодах снимаются: белоснежная русская псовая борзая Кай, тибетский мастиф Кержак, бассеты Толька и Золька. Смотрите на здоровье! Впрочем, лучше сначала прочитайте. Ну или как хотите. Сначала посмотрите, а потом прочитайте».
Видео с Ниггой:
Рассмотреть авторский стиль: использование метафор, описаний природы.
Приёмы актуализации фоновых знаний:
Лингвистическая разминка:
Стратегии смыслового декодирования:
Глубинный анализ ключевых фрагментов:
«Он смотрел на меня глазами, в которых была вся вселенская тоска...»
Уровень | Задание | Критерий сложности |
---|---|---|
А1 | Составить рассказ по иллюстрациям | Количество речевых клише |
В1 | Анализ авторской позиции | Глубина культурологического комментария |
С1 | Эссе «Антропоцентризм vs. биоцентризм» | Философская обоснованность |
Данный комплекс обеспечивает достижение требований ФГОС через активизацию межкультурной компетенции и формирование системы ценностей в контексте диалога.
Прилепин З. Собаки и другие люди. — ООО «Издательство АСТ», 2023. — 243 с.
Арзамасцева Н. Ю. Методы преподавания русской литературы иностранным обучающимся // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №2 (54).
Мохань, Е. Н. Русский язык как иностранный Работа с художественным текстом : учеб. пособие / Е. Н. Мохань, И. Ю. Самойлова. – Минск : РИВШ, 2015. – 168 с. ISBN 978-985-500-.