Проекты

Проект: "Методические рекомендации по изучению рассказа Захара Прилепина "Нигга" в рамках преподавания РКИ (в соответствии с федеральной рабочей программой)"

Структурно-содержательное обоснование выбора материала

Рассказ "Нигга" из сборника «Собаки и другие люди» (2023) представляет собой уникальный дидактический ресурс для формирования лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся. Текст органично сочетает элементы автофикшн[1] с социальной рефлексией, демонстрируя особенности современного русского языка через:

  1. Актуальную лексику (неологизмы, разговорные конструкции)
  2. Многоуровневую систему символов (собака как архетип «меньшего брата»)
  3. Полифоничность нарратива (диалогичность внутреннего монолога)[2]

Произведение реализует межпредметные связи между литературоведением и культурологией, позволяя обсуждать универсальные ценности гуманизма через специфически русский культурный код. Тема ответственности перед «братьями меньшими» создаёт мост для диалога культур, активизируя личный опыт учащихся из разных стран[3].

Целевой блок (3 академических часа)

Цель: формирование коммуникативно-аналитической компетенции через интерпретацию художественного текста.

Задачи:

  1. Расширение лексического запаса в рамках тематических групп «Человек и природа», «Этические ценности» (50 единиц активного усвоения).
  2. Развитие навыков смыслового прогнозирования через анализ композиционных особенностей текста.
  3. Формирование культурологической рефлексии посредством сопоставительного анализа зооморфных образов в родной и русской культурах[4].

Стратегия работы с текстом

  1. Начать занятие с краткого рассказа о биографии Захара Прилепина: его роль в современной русской литературе и особенности творчества[1][2].
    Родился: 7 июля 1975 года (49 лет), Ильинка, Скопинский район, Рязанская область, РСФСР, СССР
    • Захар Прилепин — российский писатель и публицист, лауреат множества премий и дипломант премий.
    • Родился в небогатой семье учителя истории и медсестры, рано начал трудовую жизнь.
    • В 1994 году окончил местную школу милиции и служил в ОМОНе.
    • Первое литературное произведение — роман "Патологии" о войне в Чечне (2003 год).
    • Издавался на множестве языков, включая английский, немецкий, французский, итальянский, китайский и другие.
    • Прилепина считают одним из основоположников современной русской военной прозы и «голосом поколения».
  2. Обсудить с обучающимися тему рассказа: как домашние животные влияют на жизнь человека.
  3. Задать вопросы для обсуждения:
    • Какие животные популярны в вашей стране?
    • Какую роль играет собака в вашей культуре?
  4. Провести анализ текста:
    • Выделить ключевые эпизоды (например, смерть Нигги и появление нового питомца).
    • Обсудить художественные детали (композиция, язык автора).

Как определить тематику произведения?

  1. Внимательно изучить заголовок и ключевые эпизоды текста.
  2. Проанализировать взаимодействие персонажей (людей и животных).

Рассказчик

Главный герой рассказа. Он рассказывает историю своей жизни, в которой важную роль играют собаки. Любит животных: в рассказе много историй о собаках, которых он любил. Внимательный: замечает, как меняются собаки и как они влияют на его жизнь. Меняется со временем: в начале книги он молодой человек, в финале — уже седеющий мужчина. Его питомцы сопровождают его на протяжении всей жизни.

Нигга (мастино неаполитано)

Первое появление: «Мы жили в соседнем, крайнем, у самой реки, домике – с чёрным псом по имени Нигга и двумя бассетами».

Описание: «Нигга был черней кофейной гущи. Он был чёрный, как наш зимний лес в ночи. Если зажмуриться изо всех сил – вот такой он был чёрный».

Первый подвиг Нигги, первая защита хозяина: «…и только Нигга, взвизгнув, бросился в атаку, – но вскоре, на счастье, запутался в лесной пади и старых ветках, преградивших ему путь… …я не помнил, как его настиг, и осознал себя лишь в тот миг, когда, обняв его двумя руками, рванулось назад, успев, впрочем, заметить, что медвежонок исчез, словно его и не было…»

Сравнение Нигги с предыдущим питомцем рассказчика: «Он прожил долгую жизнь, был на этом белом пляже сотни раз, и знал все кусты вокруг, которые хоть как-то спасали его. Нигга оказался иным. В первый же наш приход на пляж, когда я разобрался с мать-и-мачехой, накупался и затих в горячем песке, уткнувшись в него лицом, Нигга совершил своё личное открытие, которому его никто не учил – если только африканская прапамять вдруг дала о себе знать. Поняв, что я больше не собираюсь бросать палку, а так и буду бесчувственно лежать, не способный ни к чему, он обошёл пляж по кругу и наискосок, обнюхал берег, вернулся обратно и сел у меня в ногах, раздумывая».

Характер Нигги

«Нигга не был самой смелой собакой на свете, зато – точно самой ответственной. Он любил порядок».

«Нигга был неизменно взволнован: ему важно было, чтоб никто не разбредался».

«Он почти плакал от несовершенства мира! Это была душевная жалоба: как же вы так живёте – дети сюда, родители туда, собаки непонятно где… А вдруг медведь?».

Нигга – защитник

«Он, кажется, излишне резко взмахнул сильной рукой – так получилось, что почти у моего виска, – и в ту же секунду поперёк пути его ладони с отчётливым лязгом сошлись челюсти Нигги».

Нигга – уникальный и умный пёс

«Образовалась колкая воронка, и тут же выступила, заполнив её, тёмная вода. – Вот так, – показал я ещё раз и выбил другую воронку. Удивлению моему не было предела, когда, чуть отбежав в сторону, быть может, не слишком ловко, но уверенно Нигга ткнул лапой в лёд».

«…ни одна из моих собак так себя не вела ни при каких условиях».

Сам автор о главном герое

«Итак, друзья мои товарищи, продолжаем визуальное ознакомление с основными персонажами книжки «Собаки и другие люди». Возможно, люди, читавшие книгу, знают её персонажей только по иллюстрациям. Возможно, они даже думают, что я выдумал этих персонажей и все события с ними связанные – тоже выдумал. Это неправда! Потому что в книжке – всё правда. И дальше больше, чем правда. Сегодня главную роль исполняет пёс по имени Нигга. Порода: мастино неаполитано. Все наши собаки – существа, что таить, замечательные, но только у Нигги был такой вид, словно он вот-вот заговорит. Впрочем, он говорил. Он почти уже владел речью. Просто пасть не позволяла произносить слова. Он был самым умным из всех собак. И очень добрым, несмотря на свой ужасный вид. Впрочем, почему был. Вот он есть. Есть и никуда не денется. Так как Нигга получил своё имя в честь одного моего любимого чёрного исполнителя – песни в клипе, простите, негритянские и речитативные. В эпизодах снимаются: белоснежная русская псовая борзая Кай, тибетский мастиф Кержак, бассеты Толька и Золька. Смотрите на здоровье! Впрочем, лучше сначала прочитайте. Ну или как хотите. Сначала посмотрите, а потом прочитайте».

Видео с Ниггой:

Другие персонажи (упоминаются вскользь)

  • Семья рассказчика — жена и дети. Они также любят собак и участвуют в их жизни.
    «…моя младшая дочка: неваляха в шести одёжках, детские глаза, полные слёз от ветра, восторга или всегда готовой детской обиды. Ей шёл пятый год».
    «Она была собранной и невозмутимой. Я угадал этот её вид: всякий раз, когда у нас заболевали дети, она, в обычной жизни склонная к самым неожиданным эмоциям, вдруг обращалась в бесстрастный волевой механизм».
  • Никанор Никифорович – сосед, отравитель Нигги.
    «В остальное время – начальственный и недовольный. Словно к нему вот-вот кто-нибудь обратится с просьбой – а он уже заранее всем отказал».
  • Коля – сосед.
  • Золька и Толька – собаки рассказчика.
    «Бассет Золька, в силу женской своей природы, беспечно бродила где-то позади, вдыхая томительные запахи начавшегося марта. Бассет Толька, трубно лая, уносился вперёд. Но, вскоре осознав, что потерял невесту, мчался обратно к Зольке, захлёбываясь от восторга и жизнелюбия».
  • Алёшка – местный алкоголик.

Рассмотреть авторский стиль: использование метафор, описаний природы.

Что делать, чтобы понять текст?

  1. Составить список незнакомых слов (использовать тезариус).
  2. Обратить внимание на эмоциональные моменты текста.
  3. Обсудить свои впечатления с одногруппниками или преподавателем.

Ход занятия

1. Подготовительный этап (45 минут)

Приёмы актуализации фоновых знаний:

  • Создание ассоциограммы «Собака в национальной культуре» с визуализацией результатов на интерактивной доске.

Лингвистическая разминка:

  • Работа с контекстуальными синонимами через упражнение на сопоставление: «Пёс – страж – компаньон – терапевт» (выявление коннотативных различий)[6].

2. Аналитическое чтение (90 минут)

Стратегии смыслового декодирования:

  • Маркировка текста цветными стикерами:
    - Красный – культурные коды (пример: «мастино неаполитано как символ статуса»)
    - Синий – лингвокультурные лакуны (например, «дворняга» vs. «породистый пёс»)
    - Зелёный – этические дилеммы («усыпить vs. выхаживать»)[7]

Глубинный анализ ключевых фрагментов:

«Он смотрел на меня глазами, в которых была вся вселенская тоска...»

  1. Лексико-грамматический уровень:
    - Функция гиперболы в создании эмоционального напряжения
  2. Культурологический комментарий:
    - Сравнение с образами животных М. Булгакова («Собачье сердце»)
    - Обсуждение концепта «сострадание» в русской ментальности[4]

Система упражнений для уровней А2–В1

1. Лексико-стилистический блок

  1. Задание 1: Составьте семантическую карту глаголов движения из текста
    Напр., «ковылял», «шаркал», «брел» – анализ стилистических нюансов через контекст[6].
  2. Задание 2: Трансформация диалогической речи в косвенную
    Напр., «– Ты же обещал его лечить! – прошептала жена.» → Жена напомнила, что...

Интерактивный словарь:

Методические рекомендации для педагога

  1. Принцип диалогичности: Организация «круглого стола» с ролевым распределением («ветеринар», «хозяин», «защитник прав животных»)
  2. Технология «перевёртыша»: Предварительное домашнее задание: записать аудиодневник от лица питомца. Анализ аудиозаписей на уроке через призму текстовых параллелей
  3. Критерии оценки: Уровень лингвистической рефлексии (использование терминов: «метафора», «гипербола»), Глубина культурологических сопоставлений, Эмоциональная вовлечённость в дискуссию
  4. Дифференциация заданий:
Уровень Задание Критерий сложности
А1 Составить рассказ по иллюстрациям Количество речевых клише
В1 Анализ авторской позиции Глубина культурологического комментария
С1 Эссе «Антропоцентризм vs. биоцентризм» Философская обоснованность
  1. Рефлексивный этап: Приём «Синквейн»:
    1. Нигга
    2. Преданный, страдающий
    3. Любит, терпит, прощает
    4. Зеркало человеческой совести
    5. Искупление

Метапредметные выводы

  • Язык как средство формирования этического сознания
  • Литература как пространство межвидовой коммуникации

Данный комплекс обеспечивает достижение требований ФГОС через активизацию межкультурной компетенции и формирование системы ценностей в контексте диалога.

Презентация для студентов

Презентация для преподавателя

Источники

Прилепин З. Собаки и другие люди. — ООО «Издательство АСТ», 2023. — 243 с.
Арзамасцева Н. Ю. Методы преподавания русской литературы иностранным обучающимся // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. №2 (54).
Мохань, Е. Н. Русский язык как иностранный Работа с художественным текстом : учеб. пособие / Е. Н. Мохань, И. Ю. Самойлова. – Минск : РИВШ, 2015. – 168 с. ISBN 978-985-500-.